Виктор Васильевич Непьянов
11.03.2010 09:23

Полотна, прославляющие жизнь.

   Творческое лицо каждого значительного художника индивидуально. Таковым его делают не внешние стилистические особенности созданных полотен, а особое мироощущение, осознанное отношение к миру, которое автор передаёт в своих произведениях. Только в этом случае художник способен дополнить наше представление о жизни. К таким художникам относится прославленный пензенский живописец Виктор Непьянов. Так считает директор Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого Валерий Петрович Сазонов

 Маргарита Гаврилова встретилась с Валерием Петровичем, записала его рассказ о знаменитом земляке.Маргарита Гаврилова встретилась с Валерием Петровичем Сазоновым

 Непьянов В.В. 1949г.   Творчество В.Непьянова – начал рассказ Валерий Сазонов - прочно базируется не только на традициях национального реалистического искусства, но и на лучших достижениях мировой культуры. Непьянов – многоплановый художник. Он выступает и как жанрист, и как портретист («Раздолье», «Возвращение с полей», «Пугачёв. Ухтинская ставка», «Десантник»). Но наиболее полно грани его таланта, особенности творческого восприятия и художественного осмысления мира раскрываются в пейзаже. С большой проникновенностью и искренностью пишет он заснеженные поля, буйное цветение сирени, голубые озёра незабудок. Пейзажи Непьянова не только лиричны, но и музыкальны. Их красота открывается не сразу. На эти полотна нужно смотреть долго, проникаясь теплотой, с какой писал их автор.

 

  Путь в большое искусство для Виктора Васильевича Непьянова не был простым и лёгким. Потребовались годы напряжённого труда, поисков, успехов и разочарований. Мечту стать настоящим художником он принёс из далёкого детства, когда под влиянием старшей сестры Антонины увлёкся рисованием. Возможно, с возрастом тяга к рисованию постепенно прошла бы, если бы не поддержка родителей ( В.Непьянов изобразит их в портрете «Старые пензенцы» ). Мать, когда началась война, привела двенадцатилетнего подростка на Кемеровский химический завод и упросила принять в цех оформителем. Так начала исполняться мечта.
  Летом 1951 года В.Непьянов приехал в Пензу. Успешно сдал экзамены в Пензенское художественное училище. Начиная с третьего курса, при поддержке преподавателя Н.К.Краснова, в числе наиболее одарённых учащихся Непьянов устраивал свои персональные выставки. Хорошая профессиональная подготовка сразу выделила Виктора среди товарищей. После окончания училища в 1956 году Непьянов впервые принял участие в областной выставке. Это был настоящий праздник для молодого автора. Ещё бы, ведь его дипломная работа «Лесосплавщики» экспонировалась в залах Пензенской картинной галереи, рядом с полотнами прославленных отечественных и зарубежных мастеров.
Через год новый успех: его пейзаж «Лёд прошел» был принят на республиканскую выставку и включён в экспозицию. Однако по-настоящему о Непьянове заговорили после создания им картины о первоцелинниках. «Новосёлы» - значительная веха в творческой биографии художника. Картина экспонировалась на первой республиканской выставке «Советская Россия» в Москве, где её отметил выдающийся живописец А.А. Пластов.

Осуществилась мечта детства – он член Союза художников, но Виктор Непьянов сознавал, что учёба с окончанием художественного училища не кончилась, а только начинается.

Огромную роль в становлении и развитии профессионального мастерства молодого живописца, сыграли регулярные поездки на творческие дачи «Горячий ключ», « Академическая», где он работал рядом с ведущими художниками, братьями А. и С. Ткачёвыми, В.Загонеком, В.Сидоровым, Н.Гавриловым, Ю.Кугачём. Здесь родилась творческая дружба с живописцем Ю.Скориковым, которого Непьянов считал своим учителем в области цвета.



 
На этюдах 1960 г. Слева-Непьянов В.
Отдых на траве х.м. 1962г. 61х75
Лето.Старая церковь  х.м.1970г. 30х50

 
Возле дама, у ворот х.м.1972г. 37х48
 Реквием х.м. 1989г. 140х160Непьянов В.В. 1987г.

Анализируя творчество Виктора Непьянова – продолжает рассказ Валерий Сазонов – легко проследить основные этапы развития его живописной манеры, увидеть, как он шёл к усовершенствованию языка живописи и, в первую очередь, её колористических возможностей. Художественный язык его полотен становится эмоциональнее, техника свободнее. В конце 1960-х годов, не без влияния искусства французских импрессионистов, художник начинает тяготеть к повышенной интенсивности цвета, используя открытые, почти не разработанные в оттенках, созвучия синего, белого, жёлтого; применяет пуантелистическую манеру письма. Всё это вместе взятое давало декоративный эффект, отчасти заменявший традиционные формы прямой изобразительности («Свадьба», «Золотая осень», «Масленица», «Первомай в Сердобске», «Натюрморт с грибами».

В конце 1960-х годов Непьянов пришёл к гораздо более сложному колористическому решению, краски его полотен не менее насыщенные, чем прежде, но более глубокие, тоньше разработаны по цветосиле и взаимной обусловленности сочетаний. Мир, создаваемый художником на полотне, обогащается множественностью оттенков, раскрываемых не только в целостности общего впечатления, но и в нюансах настроения, и состояния природы («Элегия», «Белых яблонь дым», «Октябрь», «Забытая рябина», Раздумье», «Незабудки»).

К 1970-м годам окончательно определились три основных направления в творчестве живописца: лирический пейзаж, пейзажно-жанровая картина и пейзаж-натюрморт. В пейзажно-жанровых картинах художник стремится не столько к передаче действия, занимательности фабулы, сколько к выражению общего смысла мотива – раскрытию духовной взаимосвязи человека с окружающим миром, с природой, обществом, жизнью вещей («Сенокос», «Будет сад»).

Непьянова также привлекают и картины природы, преображённой человеческой деятельностью и оживлённой присутствием людей. Этот жанр – пейзаж-рассказ, пейзаж-новелла, продолжает развиваться в русском изобразительном искусстве и сейчас.

Не трудно выявить и особую привязанность автора к сельской теме, будь то жанровая картина, пейзаж или натюрморт. Герои его произведений – животноводы, птичница, солистка колхозного хора, учащиеся сельхозтехникума, возвращающиеся с поля. Художник сам признаётся, что по сути своей, по привязанности, он крестьянин, хотя всю жизнь провёл в городе.

 

.С.Горюшкин -Сорокопудов  х.м. 1992г. 60х75
Март  х.м. 1993г.  50х61
Весна пришла х.м. 60х75 1977г.
 

Последний снег х.м. 1977г.  42х87
Туча. Перед дождём х.м. 1991г. 38х55
Огороды х.м.  1993г. 27х35

 Высокий гуманизм произведений В.Непьянова, их общечеловеческая значимость, обусловлены, прежде всего, склонностью к философскому осмыслению и поэтизации действительности. И вполне естественно, что, обладая ярко выраженным дарованием живописца, он в утверждении этой красоты обыденности, главную роль отводит именно цвету, наполненному, эмоциональному, «поющему». Можно сказать, что цвет для Непьянова служит основным средством выразительности, той пластической формой, в которую наиболее полно и целостно выливаются замыслы художника 

В методе работы над полотном (независимо от того, пейзаж это или натюрморт), у Непьянова можно заметить соединение двух различных тенденций: с одной стороны, он стремится сохранить на холсте всё то, что поразило его с первого взгляда, с другой – никогда не ограничивается мимолётностью впечатлений, стараясь добиться полноты и цельности «картинного» образа. Непосредственное наблюдение природы подсказывает автору тот или иной изобразительный приём, то или иное колористическое решение.

  Картина Емельян Пугачёв х.м. 1981-1993г.г.  3000х4500см.

 Картина Емельян Пугачёв х.м. 1981-1993г.г.  3000х4500см.

 В мастерскойПодготовка к выставке в ПКГ им.К.А.Савицкого 1996 г.

 
 Главное- войти в образ Бричка  х.м. 1984г. 45х50 
  
 Связаный х.м. 1987г. 27х37Наливающий   двп.м.  1990г. 53х43
Казак смотрящий на Пугачёва  к.м.1985г. 35х28
Примером удивительной цельности видения мира в его живой изменчивости может служить и серия пейзажей-натюрмортов. Этот синтетический жанр хорошо известен в русском искусстве, художник ставит и решает в нём свои собственные живописно-пластические задачи. Простые, конкретные предметы как бы «возносятся» им над обычным житейским смыслом. Философия живописи Непьянова заключается в том, что художник относится к самому обыденному, как к части вечного, постоянного, непреходящего.

В конце своего повествования Валерий Петрович Сазонов отметил, что творчество Непьянова современно и в настоящее время, но при этом носит ярко выраженный национальный характер: будь то исторические или жанровые композиции, портреты, пейзажи или натюрморты. Его полотна, полные света, солнца, прославляют жизнь и пробуждают высокие добрые чувства.

     Послесловие:   Кроме того что мы рассказали о Викторе Васильевиче Непьянове, он был ещё и учителем, наставником. Его дочь Наталья, впитала в себя весь творческий потенциал мастера. Унаследовав от отца талант, она успешно реализовывает себя в живописи и ведёт преподавательскую деятельность.

А воспитанники Виктора Васильевича – его приёмный сын и племянник – оставили яркий, как вспышка, след в живописном наследии Пензы. Их работы нашли достойное место в коллекции Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого.


 1959-1984

Жил и работал в Пензе.

В 1980г. закончил Пензенское

художественное училище им К.А. Савицкого.

Лучшие работы хранятся в пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого

 

Матвеев Виктор

(племянник)

  



 Кавказский дворик х.м. 1982г. Собственность ПКГ им.К.А.Савицкого Будёновка х.м. 1984г. 77х60Яблоня к.м.1983г. 15х18
 
 
 
 

 1954-1982

Жил и работал в Пензе.

1979г.  Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого.

Участвовал в областных и молодежных выставках.

 

Хржановский Александр

(приемный сын)

  
  
 Красные яблоки х.м. 1979г. 44х48Облака   к.м. 1980г. 14х18
Стожок х.м.  50х75 1980г.

Публикацию подготовила профессор ПГПУ имени В.Г. Белинского Маргарита Гаврилова.

{JComments on}

 

Копирование материалов возможно только c разрешения администрации сайта. Все фотографии являются собственностью их авторов.