Наше наследие

Славянский мир в картинах Виктора Королькова

alt

 «Я сам Славянин. Меня всегда интересовала история моего народа, которая, к сожалению, переписывалась, или замалчивалась, или что-то скрывалось. Мы многое не знали и до сих пор не знаем. А когда что-то не знаешь, естественно, оно интересно, привлекает. Я – славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?!». Так говорил Пензенский художник Виктор Корольков.

  В наши дни проблема сохранения и развития культуры, духовных ценностей, созданных народами в течение веков, выступает как одна из важнейших задач, как глобальная проблема. Лучшая форма борьбы с бездуховностью – это противопоставление ей подлинной духовности, истинной культуры. Сохранять культурное наследие, приумножать его – вот одна из задач нашего поколения.
 Нам бы очень хотелось рассказать об одном из выдающихся художников России – Викторе Анатольевиче Королькове. Именно память, хранящая самые светлые и самые дорогие подробности из жизни людей, с которыми мы встречались или хорошо были знакомы, поможет нам рассказать о характере, даровании и том огромном вкладе, которые сделал этот человек в историю и культуру нашей страны. Пользуясь семейным архивом, мы можем воссоздать жизнь и творческий путь нашего современника.


                              ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

 


 

Полотна, прославляющие жизнь.

Творческое лицо каждого значительного художника индивидуально. Таковым его делают не внешние стилистические особенности созданных полотен, а особое мироощущение, осознанное отношение к миру, которое автор передаёт в своих произведениях. Только в этом случае художник способен дополнить наше представление о жизни. К таким художникам относится прославленный пензенский живописец Виктор Непьянов. Так считает директор Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого Валерий Петрович Сазонов

Маргарита Гаврилова встретилась с Валерием Петровичем, записала его рассказ о знаменитом земляке.

Непьянов В.В. 1949г.  Творчество В.Непьянова – начал рассказ Валерий Сазонов - прочно базируется не только на традициях национального реалистического искусства, но и на лучших достижениях мировой культуры. Непьянов – многоплановый художник. Он выступает и как жанрист, и как портретист («Раздолье», «Возвращение с полей», «Пугачёв. Ухтинская ставка», «Десантник»). Но наиболее полно грани его таланта, особенности творческого восприятия и художественного осмысления мира раскрываются в пейзаже. С большой проникновенностью и искренностью пишет он заснеженные поля, буйное цветение сирени, голубые озёра незабудок. Пейзажи Непьянова не только лиричны, но и музыкальны. Их красота открывается не сразу. На эти полотна нужно смотреть долго, проникаясь теплотой, с какой писал их автор.

 

                ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

 

 




 

 

Садовая ул. Художественное училище.

Пензенское Художественное училище в первые десятилетия советской власти.

  Наличие в г. Пензе Художественного училища в значительной степени определяло развитие изобразительных искусств и пропаганду его в широких массах. Благодаря этой работе, в художественную среду постоянно вливались новые кадры «любителей-самоучек», которые нередко становились известными художниками.


                                                 ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ ...






    Владимир Федорович Чумак.

    Наша жизнь - реализм.

 

   Пензенская картинная галерея и Художественное училище - одни из старейших в России. История их возникновения относится к девяностым годам XIX столетия. В 1891 году в Пензу прибыл прославленный путешественник и сенатор П. П. Семенов-Тян-Шанский, чтобы огласить городским властям последнюю волю Н. Д. Селиверстова, который в память о своем пребывании на посту пензенского генерал-губернатора (1867-1872) завещал в дар городу свыше пятисот тысяч рублей на создание рисовальной школы и картинной галереи.
  Для постройки рисовальной школы, впоследствии переименованной в Художественное училище, и картинной галереи Семенов-Тян-Шанский выбрал пустырь за Соборной площадью на месте бывшей крепости. Помимо денежной суммы в размере пятисот тысяч рублей, Н. Д. Селиверстов пожертвовал городу прекрасную коллекцию картин в количестве двухсот единиц преимущественно западноевропейских мастеров XVII-XIX веков, а также полотен русских художников-представителей академического направления. В 1898 году 2(14) февраля на торжественной церемонии по случаю открытия рисовальной школы и картинной галереи академик живописи К. А. Савицкий, назначенный Советом Академии художеств директором, выразил надежду, что приумножение культурных традиций города послужит делу пропаганды искусства среди народа. "Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреждению" - сказал он в заключение своей речи.
  С тех пор Картинная галерея регулярно пополнялась и пополняется прекрасными произведениями русских и советских художников-реалистов, а также произведениями зарубежных мастеров.


  В 1898 году появились первые студенты в Пензенском художественном училище. Преподавание велось по той же системе, что и в Академии художеств (Санкт-Петербург). В числе преподавателей были: академик живописи К. А. Савицкий, академик живописи Н.Ф. Петров, Заслуженный деятель искусств И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Заслуженный учитель М. И. Валукин и другие.
 Дисциплина была строгая: за пропуски занятий, за неуспеваемость и левачество (подражание и пропаганду "Бубнового валета", авангарда и декаденства) исключали. Большое внимание уделялось академическому рисунку (не зря поначалу училище называлось рисовальной школой) и тональному разбору, будь это постановка, этюд или эскизы композиции. Даже дипломы выпускникам не позволяли писать, если нет тщательно нарисованного или разобранного в тоне углем картона. Уже 110 лет, как существует Художественное училище. Ежегодно из стен его выходят высокоподготовленные педагоги, художники, скульпторы и оформители, театралы. Они работают во многих городах России, выставляются на крупнейших выставках как внутри страны, так и за рубежом.

 На протяжении сорока лет я регулярно посещаю крупнейшие художественные выставки страны, встречаюсь с бывшими выпускниками Пензенского Художественного училища. Многие уже далеко не молодые, за плечами высшие учебные заведения. Внимательно знакомлюсь с представленными ими на выставку живописными полотнами. Я заметил, что во всех живописных полотнах "сквозит Пензенским училищем" со всеми плюсами и минусами. Видимо, все по той пословице: кто где родился, там и говорить учился. А родились они все как художники в стенах Пензенского Художественного училища. Существует много мнений, высказываний, есть ли пензенская школа живописи или нет?
Это тема отдельная, и пусть ей занимаются искусствоведы.


 За годы моего обучения (1961-1965) появлялось среди некоторых студентов желание писать, как Сезан Шагал Гоген, работать, как авангардисты. На всех ученических и профессиональных выставках критиковали реализм как изживший себя, и что пора ему на свалку истории. Сами же в учебном процессе еле-еле тянули на троечки и переходили с курса на курс, благодаря своим друзьям-однокашникам. Прошли годы.   Где они как художники? Нет их. Они подались деньги зарабатывать на рестораны, и кафе, и шмотки, стали слесарями, малярами.. Копиистами!
 Очень много идет споров, написано огромное количество статей о изобразительном искусстве. Одни бичуют реализм, другие громят абстракционизм, прочие - иные течения в изобразительном искусстве. К этому вопросу подключаются определенные политические круги с определенной целью. Начитаешься и наслушаешься всего этого, так голова кругом идет. Где уж простым гражданам разобраться в существующих направлениях изобразительного искусства. Изобразительное искусство - это язык художников. Через него художник общается с народом. Он выражает свое отношение ко всему, что его окружает. Реалистическое направление - самое доходчивое и понятное направление для широких масс населения. В этом направлении можно решить любую тему. Примеров предостаточно. Возьму лишь один пример. Художник Пукерев написал картину "Неравный брак". Смогут ли художники любых левых направлений раскрыть подобную тему и донести до зрителя? Нет, конечно. Им не по зубам. Не хватит ни ремесла, ни таланта которым Бог их обошел. А зачем им ремесло, мастерство, чувство цвета и колорита? Красить "зелепухи" можно и без этих данных. Все левачество рано или поздно упирается в тупик и прекращает свое существование.    Реализм живет и будет жить, пока существует жизнь на планете. Я понимаю, что, выбирая реалистическое направление в искусстве, художнику придется много учиться, трудиться и отказывать порою себе во многих радостях жизни.

 

  г. Пенза. 




 

Копирование материалов возможно только c разрешения администрации сайта. Все фотографии являются собственностью их авторов.