Для постройки рисовальной школы, впоследствии переименованной в Художественное училище, и картинной галереи Семенов-Тян-Шанский выбрал пустырь за Соборной площадью на месте бывшей крепости. Помимо денежной суммы в размере пятисот тысяч рублей, Н. Д. Селиверстов пожертвовал городу прекрасную коллекцию картин в количестве двухсот единиц преимущественно западноевропейских мастеров XVII-XIX веков, а также полотен русских художников-представителей академического направления. В 1898 году 2(14) февраля на торжественной церемонии по случаю открытия рисовальной школы и картинной галереи академик живописи К. А. Савицкий, назначенный Советом Академии художеств директором, выразил надежду, что приумножение культурных традиций города послужит делу пропаганды искусства среди народа. "Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреждению" - сказал он в заключение своей речи.
С тех пор Картинная галерея регулярно пополнялась и пополняется прекрасными произведениями русских и советских художников-реалистов, а также произведениями зарубежных мастеров.
В 1898 году появились первые студенты в Пензенском художественном училище. Преподавание велось по той же системе, что и в Академии художеств (Санкт-Петербург). В числе преподавателей были: академик живописи К. А. Савицкий, академик живописи Н.Ф. Петров, Заслуженный деятель искусств И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Заслуженный учитель М. И. Валукин и другие.
Дисциплина была строгая: за пропуски занятий, за неуспеваемость и левачество (подражание и пропаганду "Бубнового валета", авангарда и декаденства) исключали. Большое внимание уделялось академическому рисунку (не зря поначалу училище называлось рисовальной школой) и тональному разбору, будь это постановка, этюд или эскизы композиции. Даже дипломы выпускникам не позволяли писать, если нет тщательно нарисованного или разобранного в тоне углем картона. Уже 110 лет, как существует Художественное училище. Ежегодно из стен его выходят высокоподготовленные педагоги, художники, скульпторы и оформители, театралы. Они работают во многих городах России, выставляются на крупнейших выставках как внутри страны, так и за рубежом.
На протяжении сорока лет я регулярно посещаю крупнейшие художественные выставки страны, встречаюсь с бывшими выпускниками Пензенского Художественного училища. Многие уже далеко не молодые, за плечами высшие учебные заведения. Внимательно знакомлюсь с представленными ими на выставку живописными полотнами. Я заметил, что во всех живописных полотнах "сквозит Пензенским училищем" со всеми плюсами и минусами. Видимо, все по той пословице: кто где родился, там и говорить учился. А родились они все как художники в стенах Пензенского Художественного училища. Существует много мнений, высказываний, есть ли пензенская школа живописи или нет?
Это тема отдельная, и пусть ей занимаются искусствоведы.
За годы моего обучения (1961-1965) появлялось среди некоторых студентов желание писать, как Сезан Шагал Гоген, работать, как авангардисты. На всех ученических и профессиональных выставках критиковали реализм как изживший себя, и что пора ему на свалку истории. Сами же в учебном процессе еле-еле тянули на троечки и переходили с курса на курс, благодаря своим друзьям-однокашникам. Прошли годы. Где они как художники? Нет их. Они подались деньги зарабатывать на рестораны, и кафе, и шмотки, стали слесарями, малярами.. Копиистами!
Очень много идет споров, написано огромное количество статей о изобразительном искусстве. Одни бичуют реализм, другие громят абстракционизм, прочие - иные течения в изобразительном искусстве. К этому вопросу подключаются определенные политические круги с определенной целью. Начитаешься и наслушаешься всего этого, так голова кругом идет. Где уж простым гражданам разобраться в существующих направлениях изобразительного искусства. Изобразительное искусство - это язык художников. Через него художник общается с народом. Он выражает свое отношение ко всему, что его окружает. Реалистическое направление - самое доходчивое и понятное направление для широких масс населения. В этом направлении можно решить любую тему. Примеров предостаточно. Возьму лишь один пример. Художник Пукерев написал картину "Неравный брак". Смогут ли художники любых левых направлений раскрыть подобную тему и донести до зрителя? Нет, конечно. Им не по зубам. Не хватит ни ремесла, ни таланта которым Бог их обошел. А зачем им ремесло, мастерство, чувство цвета и колорита? Красить "зелепухи" можно и без этих данных. Все левачество рано или поздно упирается в тупик и прекращает свое существование. Реализм живет и будет жить, пока существует жизнь на планете. Я понимаю, что, выбирая реалистическое направление в искусстве, художнику придется много учиться, трудиться и отказывать порою себе во многих радостях жизни.
г. Пенза.