Путь в большое искусство для Виктора Васильевича Непьянова не был простым и лёгким. Потребовались годы напряжённого труда, поисков, успехов и разочарований. Мечту стать настоящим художником он принёс из далёкогодетства, когда под влиянием старшей сестры Антонины увлёкся рисованием. Возможно, с возрастом тяга к рисованию постепенно прошла бы, если бы не поддержка родителей ( В.Непьянов изобразит их в портрете «Старые пензенцы» ). Мать, когда началась война, привела двенадцатилетнего подростка на Кемеровский химический завод и упросила принять в цех оформителем. Так начала исполняться мечта.
Летом 1951 года В.Непьянов приехал в Пензу. Успешно сдал экзамены в Пензенское художественное училище. Начиная с третьего курса, при поддержке преподавателя Н.К.Краснова, в числе наиболее одарённых учащихся Непьянов устраивал свои персональные выставки. Хорошая профессиональная подготовка сразу выделила Виктора среди товарищей. После окончания училища в 1956 году Непьянов впервые принял участие в областной выставке. Это был настоящий праздник для молодого автора. Ещё бы, ведь его дипломная работа «Лесосплавщики» экспонировалась в залах Пензенской картинной галереи, рядом с полотнами прославленных отечественных и зарубежных мастеров.
Через год новый успех: его пейзаж «Лёд прошел» был принят на республиканскую выставку и включён в экспозицию. Однако по-настоящему о Непьянове заговорили после создания им картины о первоцелинниках. «Новосёлы» - значительная веха в творческой биографии художника. Картина экспонировалась на первой республиканской выставке «Советская Россия» в Москве, где её отметил выдающийся живописец А.А. Пластов.
Осуществилась мечта детства – он член Союза художников, но Виктор Непьянов сознавал, что учёба с окончанием художественного училища не кончилась, а только начинается.
Огромную роль в становлении и развитии профессионального мастерства молодого живописца, сыграли регулярные поездки на творческие дачи «Горячий ключ», « Академическая», где он работал рядом с ведущими художниками, братьями А. и С. Ткачёвыми, В.Загонеком, В.Сидоровым, Н.Гавриловым, Ю.Кугачём. Здесь родилась творческая дружба с живописцем Ю.Скориковым, которого Непьянов считал своим учителем в области цвета.
|
|
|
На этюдах 1960 г. Слева-Непьянов В. |
Отдых на траве х.м. 1962г. 61х75 |
Лето.Старая церковь х.м.1970г. 30х50 |
|
|
|
Возле дама, у ворот х.м.1972г. 37х48 |
Реквием х.м. 1989г. 140х160 |
Непьянов В.В. 1987г. |
Анализируя творчество Виктора Непьянова – продолжает рассказ Валерий Сазонов – легко проследить основные этапы развития его живописной манеры, увидеть, как он шёл к усовершенствованию языка живописи и, в первую очередь, её колористических возможностей. Художественный язык его полотен становится эмоциональнее, техника свободнее. В конце 1960-х годов, не без влияния искусства французских импрессионистов, художник начинает тяготеть к повышенной интенсивности цвета, используя открытые, почти не разработанные в оттенках, созвучия синего, белого, жёлтого; применяет пуантелистическую манеру письма. Всё это вместе взятое давало декоративный эффект, отчасти заменявший традиционные формы прямой изобразительности («Свадьба», «Золотая осень», «Масленица», «Первомай в Сердобске», «Натюрморт с грибами».
В конце 1960-х годов Непьянов пришёл к гораздо более сложному колористическому решению, краски его полотен не менее насыщенные, чем прежде, но более глубокие, тоньше разработаны по цветосиле и взаимной обусловленности сочетаний. Мир, создаваемый художником на полотне, обогащается множественностью оттенков, раскрываемых не только в целостности общего впечатления, но и в нюансах настроения, и состояния природы («Элегия», «Белых яблонь дым», «Октябрь», «Забытая рябина», Раздумье», «Незабудки»).
К 1970-м годам окончательно определились три основных направления в творчестве живописца: лирический пейзаж, пейзажно-жанровая картина и пейзаж-натюрморт. В пейзажно-жанровых картинах художник стремится не столько к передаче действия, занимательности фабулы, сколько к выражению общего смысла мотива – раскрытию духовной взаимосвязи человека с окружающим миром, с природой, обществом, жизнью вещей («Сенокос», «Будет сад»).
Непьянова также привлекают и картины природы, преображённой человеческой деятельностью и оживлённой присутствием людей. Этот жанр – пейзаж-рассказ, пейзаж-новелла, продолжает развиваться в русском изобразительном искусстве и сейчас.
Не трудно выявить и особую привязанность автора к сельской теме, будь то жанровая картина, пейзаж или натюрморт. Герои его произведений – животноводы, птичница, солистка колхозного хора, учащиеся сельхозтехникума, возвращающиеся с поля. Художник сам признаётся, что по сути своей, по привязанности, он крестьянин, хотя всю жизнь провёл в городе.
|
|
|
.С.Горюшкин -Сорокопудов х.м. 1992г. 60х75 |
Март х.м. 1993г. 50х61 |
Весна пришла х.м. 60х75 1977г. |
|
|
|
Последний снег х.м. 1977г. 42х87 |
Туча. Перед дождём х.м. 1991г. 38х55 |
Огороды х.м. 1993г. 27х35 |
Высокий гуманизм произведений В.Непьянова, их общечеловеческая значимость, обусловлены, прежде всего, склонностью к философскому осмыслению и поэтизации действительности. И вполне естественно, что, обладая ярко выраженным дарованием живописца, он в утверждении этой красоты обыденности, главную роль отводит именно цвету, наполненному, эмоциональному, «поющему». Можно сказать, что цвет для Непьянова служит основным средством выразительности, той пластической формой, в которую наиболее полно и целостно выливаются замыслы художника
В методе работы над полотном (независимо от того, пейзаж это или натюрморт), у Непьянова можно заметить соединение двух различных тенденций: с одной стороны, он стремится сохранить на холсте всё то, что поразило его с первого взгляда, с другой – никогда не ограничивается мимолётностью впечатлений, стараясь добиться полноты и цельности «картинного» образа. Непосредственное наблюдение природы подсказывает автору тот или иной изобразительный приём, то или иное колористическое решение.
Примером удивительной цельности видения мира в его живой изменчивости может служить и серия пейзажей-натюрмортов. Этот синтетический жанр хорошо известен в русском искусстве, художник ставит и решает в нём свои собственные живописно-пластические задачи. Простые, конкретные предметы как бы «возносятся» им над обычным житейским смыслом. Философия живописи Непьянова заключается в том, что художник относится к самому обыденному, как к части вечного, постоянного, непреходящего.
В конце своего повествования Валерий Петрович Сазонов отметил, что творчество Непьянова современно и в настоящее время, но при этом носит ярко выраженный национальный характер: будь то исторические или жанровые композиции, портреты, пейзажи или натюрморты. Его полотна, полные света, солнца, прославляют жизнь и пробуждают высокие добрые чувства.
Послесловие: Кроме того что мы рассказали о Викторе Васильевиче Непьянове, он был ещё и учителем, наставником. Его дочь Наталья, впитала в себя весь творческий потенциал мастера. Унаследовав от отца талант, она успешно реализовывает себя в живописи и ведёт преподавательскую деятельность.
А воспитанники Виктора Васильевича – его приёмный сын и племянник – оставили яркий, как вспышка, след в живописном наследии Пензы. Их работы нашли достойное место в коллекции Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого.
|
1959-1984
Жил и работал в Пензе.
В 1980г. закончил Пензенское
художественное училище им К.А. Савицкого.
Лучшие работы хранятся в пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого
|
|
Матвеев Виктор
(племянник)
|
|
|
|
|
|
Кавказский дворик х.м. 1982г. Собственность ПКГ им.К.А.Савицкого |
Будёновка х.м. 1984г. 77х60 |
Яблоня к.м.1983г. 15х18 |
|
|
|
|
1954-1982
Жил и работал в Пензе.
1979г. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого.
Участвовал в областных и молодежных выставках.
|
|
Хржановский Александр
(приемный сын)
|
|
|
|
|
|
Красные яблоки х.м. 1979г. 44х48 |
Облака к.м. 1980г. 14х18 |
Стожок х.м. 50х75 1980г. |
Публикацию подготовила профессор ПГПУ имени В.Г. Белинского Маргарита Гаврилова.