Начнём с самого детства. Родился Виктор Анатольевич в Хабаровском крае, в селе Чёрная Речка, в семье военнослужащего 17 октября 1958 года. Родители его были очень заботливыми и любящими. Отец, Корольков Анатолий Алексеевич, ветеран Великой отечественной войны, увлекающийся спортом и стендовой стрельбой, человек, который стремился развить и воспитать в сыне целеустремлённость, усидчивость, честность, чувство долга и чести. Мать, Королькова Лидия Александровна, очень тихая, добрая, всей душой любящая своих детей женщина. Жили они в коммунальной квартире, как многие их современники, условия жизни были трудные, но они этого не замечали. Им приходилось готовить на примусе, но это не мешало сохранять тепло, уют и ласку в доме. Здесь звучала всегда музыка, которая впоследствии сопровождала Виктора на протяжении всего его жизненного и творческого пути.
Впоследствии семья переехала в Литву. Именно в Литве начали раскрываться творческие способности будущего художника. Он был ещё совсем маленьким мальчиком, когда его родителям предложили отдать сына в школу одарённых детей имени Чюрлениса. Но родители, оберегая его, не захотели с ним расстаться. И продолжали развивать его разносторонние способности, в частности, игре на фортепиано и умению рисовать.
А рисовать он начал очень рано. Художник рассказывал своей дочери, что любил как все мальчишки того времени рисовать индейцев, гусар, воинов. Очень долго в доме хранилась его работа из пластилина – это была целая крепость, с пушками, домами и маленькими солдатиками, у которых были вылеплены детскими пальчиками даже мельчайшие пуговки на мундирах. Эта работа не сохранилась, ведь его отец был военный, и им часто приходилось переезжать с места на место. И вот так, кочуя вместе с родителями по нашей необъятной Родине, Виктор корольков волею судьбы оказался в Пензе, где и начался по-настоящему творческий путь в его жизни.
Из биографии, оставленной художником, мы узнали, что в 1970 году его семья стала жить в г. Пензе.
Профессионально заниматься рисунком и живописью он начал с 1973 года в ИЗО студии при доме пионеров № 2 г. Пензы.
В те времена было очень трудно поступить в наше художественное училище имени К.А. Савицкого. Это учебное заведение, продолжая традиции, заложенные ещё меценатом и основателем его графом Н.Д. Селивёрстовым, всегда готовило талантливых и профессиональных художников. В первый год после школы Виктору не удалось поступить в училище, и он работал на заводе, вместе со своей мамой. Работая, продолжал готовиться к поступлению в училище. И, наконец, в 1977 году он поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Учась там, он активно участвовал в студенческих выставках (работа «Иконописцы» (холст, масло), место нахождения – неизвестно). Продолжал заниматься музыкой. Студенты его курса организовали вокально-инструментальный ансамбль, который выступал даже на конкурсах, проводимых между различными учебными заведениями г. Пензы
Ещё будучи студентом местного художественного училища, он начал наведываться в столичные музеи – то в Киев, то в Москву, то в Питер - для изучения картин великих мастеров прошлого. Больше всего привлекали его образы эпические: божеств Эллады, Египта, древних германцев, скандинавов, героев Ветхого и Нового завета. С 1982 года Виктор работал в Пензенских художественно-промышленных мастерских, монументалистом-исполнителем. И в этом же году впервые принял участие в молодёжной областной выставке в г. Пензе.
Разносторонний талант этого человека приводит его в клуб любителей поэзии («Голос поэта»), организованный Григорьевой Юлией Александровной ещё в 70-е годы XX века. Здесь, сначала как аккомпаниатор, а затем и как чтец, он раскрывает ещё один свой талант – умение видеть, слышать, понимать и передавать слушателям прекрасные стихи П.Ж. Беранже, А.В. Кольцова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
В 1985 году Виктор Корольков поступает в Харьковский художественно-промышленный институт, на факультет «промышленной графики». Харьковский художественно-промышленный институт – это высшее учебное заведение в СССР, один из центров подготовки художников промышленного искусства. Институт ведёт историю от Харьковской школы рисования и живописи, созданной в 1896 и в 1912 преобразованной в Харьковское художественное училище. После Октябрьской революции 1917 г. на базе этого училища в 1921 открыт Харьковский художественный техникум повышенного типа, в 1927—1963 гг. на его базе работал художественный институт, который в 1963 г. был реорганизован в Харьковский художественно-промышленный институт. В составе института было 2 факультета — факультет промышленного искусства (со специальностями: промышленное искусство и графика; специализациями: художественное конструирование и промышленная графика), и факультет интерьера и оборудования (со специальностями: интерьер и оборудование, монументально-декоративное искусство, специализациями: проектирование интерьеров, выставок, реклам; монументально-декоративная роспись и архитектурно-декоративная пластика); 7 кафедр, учебные мастерские, лаборатории, научно-исследовательский сектор. В библиотеке свыше 80 тыс. тт. И в этом замечательном храме искусства суждено было учиться Виктору Королькову.
Из семейных воспоминаний мы знаем, что в годы учёбы художник очень сильно увлекался авангардом и участвовал в студенческих авангардных выставках в г. Харькове и г. Пензе. Тогда все студенты стремились быть очень свободными, раскрепощёнными, везде присутствовал дух нигилизма.
В то же время, уже тогда его со страшной силой тянет к истории своей Родины, к истокам Древней Руси. Однажды в Русском музее Виктор Корольков увидел картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». И тут вдруг возникла у художника необычная мысль: а где же боги и герои нашей русской старины? Несколько полотен Васнецова, Семирадского, Рериха – вот и всё, что припомнилось начинающему художнику. Призадумался крепко Корольков, начал припоминать, что он знает о древних славянах, о божествах языческих. Оказалось, всего ничего. И решил он для начала заняться самообразованием. «Поэтические воззрения славян на природу», трёхтомник Александра Николаевича Афанасьева, вышедший ещё в середине XIX века, проштудировал, книги Аничкова, Забелина, два тома академика Рыбакова, посвященных язычеству, прочел.
Изучая сейчас историю, мы видим сколько учёных, философов, политических деятелей обращаются к истокам древних русичей, их духовности. Много людей, в угоду своим целям, пытаются вычеркнуть первые столетия Руси из прошлого нашего народа, перечеркнуть все завоевания наших предков, переписать историю великого народа. И именно наш земляк занялся написанием картин по языческой истории славян, чтобы мы помнили и знали духовные, религиозные и культурные истоки наших предков. В то время, когда этот вопрос ещё особо не поднимался учёными, Виктор Корольков пытался восстановить культуру наших предков, изучая пантеон славянских языческих богов по тем научным данным, которые он нашел, изучая древнюю историю и культуру своей страны. Помог счастливый случай, встреча с писателем, членом Союза писателей России, меценатом, Юрием Михайловичем Медведевевым, человек, который одним из первых увидел в работах начинающего художника искру таланта, одухотворенности и желания воплотить свои стремления на холсте.
В конце 1980-х годов Виктор Корольков начал главное дело своей жизни – художественное воплощение многокрасочного пантеона языческого прошлого наших предков. И таких картин было создано свыше двухсот. На основе картин В.А. Королькова были опубликованы замечательные книги по древней старине нашего государства. Среди них: «Деяния небожителей: альбом фантастической живописи», «История России: Сказки, предания, легенды», «Энциклопедия славянской мифологии», «Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия», «Русские легенды и предания», «А.С. Пушкин детям», «Пушкин А.С. Руслан и Людмила: Поэма» .
Все работы по славянской мифологии и, особенно, цикл «Русь языческая», выполнены в традициях русского модерна, в стиле фэнтэзи, с использованием славянского и азиатского орнамента и символики. Работы его проникнуты любовью к своему народу, отчизне, они очень светлы, красочны, украшены замысловатыми орнаментами в стиле модерн. Этот стиль был ему очень близок и понятен.
. В картине «Воздушный корабль» изображение облаков переходит с плоскости картины на раму, то есть из одного материала в другой. Только в истинном произведении должна быть заложена идея, иначе произведение будет ложным. Идея зарождается на основе острого и чуткого переживания своего времени – без этого никакая идея не получит признания в художественном достоинстве.
Нужно быть мастером, чтобы владеть творчеством. Научиться творчеству – это не значит получить диплом. Диплом может лежать в кармане, может пролежать десятки лет, а то и всю жизнь, а из художника так и не получится художник. И совсем другое дело, когда художник хочет своим трудом, талантом сделать жизнь красивее, а историю расцветить и преподнести грядущему поколению, как волшебную сказку, написанную в стиле «фэнтэзи» безмерно красиво и величественно.
Мы нисколько не ошибёмся, говоря о Викторе Королькове словами Ивана Билибина: «… ещё юношей я нашел тот источник, который был мне нужен и любим и с которым я не расстанусь до самой своей смерти» . Да, творчество этого художника отличается редкой верностью однажды избранному кругу тем и образов, стойкой последовательностью в выборе выразительных средств.
Когда смотришь на работы этого художника, находишься в каком-то приподнятом настроении, попадаешь в мир фантазии и волшебства, тебя чаруют эти герои и краски. Мы считаем, что именно красотой и своим творчеством каждый человек, гражданин должен прославлять величие своей страны, воспитывать патриотизм, развивать чувство ответственности перед грядущим поколением за тот вклад, который человек сделал на благо своей страны.
Виктор Корольков был достойным представителем российской творческой интеллигенции. Всё его творчество было направлено на прославление своей Отчизны. Об этом свидетельствует перечень заслуг, которыми был удостоен художник.
В 1992 г. он участвует в зональной выставке в г. Воронеже и во Всероссийской выставке «Художник России» в г. Москве.
В 1993 г. впервые открылась персональная передвижная выставка на «Празднике славянской письменности» в г. Херсонес. В этом же году работы художника впервые публикуются в международном альбоме фантастической живописи «Деяния небожителей».
В 1996 г. выходит в печать подарочный календарь на 1997 год. В этом же году он становится членом Союза художников России.
Его интересы не только крепнут, но и расширяются. Для престижа нашего города было очень приятно, что именно пензенскому художнику предложили иллюстрировать подарочное юбилейное издание «Руслан и Людмила» к 200-летию А.С. Пушкина.
Виктор Корольков с большим энтузиазмом и трепетом берётся за эту работу, очень много читает и просматривает иллюстративного материала.
Продолжая работать над «Русью языческой», он приступает к иллюстрациям и работает в течение 3-х лет с 1996 – 1998гг.
В 1997 г. выходит в свет «Энциклопедия славянской мифологии». Где использованы около 60-ти работ нашего художника.
Наконец, в 1999 году выходит в свет подарочное издание «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина.
За иллюстрации к юбилейному изданию поэмы «Руслан и Людмила» 40-летний мастер из Пензы получил Пушкинскую премию, а на Международном конкурсе «Классика русской литературы в современных изданиях для детей» ему в номинации – «Иллюстрации» вручили диплом за иллюстрации к изданию (см. Приложение № 8).
Диплом вручал Сергей Михалков (см. Приложение № 9).
С февраля 1999 года Виктор Корольков член Международной федерации художников.
Ему посчастливилось представлять нашу губернию в Москве в Совете Федераций в июне 1999 года.
Но он не прекращает работать над главной темой всей его жизни – язычеством славян. И, наконец, в 2001 году в Москве в издательстве «ЭКСМО-ПРЕСС» выходит огромный иллюстрированный альбом «Энциклопедия русских преданий. 150 уникальных иллюстраций». «Мир языческих преданий славянской старины предстаёт перед читателем этой книги во всём своём великолепии. Таинственные лешие, соблазнительные русалки, добрые домовые и опасные водяные, суровые, но справедливые боги – все, что составляло верования наших предков, отражено в более чем 300 статьях данного издания. В оформлении издания использовано более ста картин гениального художника Виктора Королькова» . Так написал Юрий Михайлович Медведев, который долгие годы работал в содружестве с пензенским художником.
В 2002 году Виктор Корольков приступил к иллюстрациям самого гениального произведения Древней Руси «Повесть о князе Игоре». Иллюстрации к этому произведению поражают яркостью красок, глубиной характера образов, энергетикой, исходящей от них. Художник, в одном из интервью для местного телевидения говорил: «Донести чудо, чтобы человек верил в чудо, иначе всё человеческое пропадёт». Это и есть его сверхзадача как художника, как деятеля культуры этого времени.
Далее он работает над иллюстрациями к произведению М.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это его одна из последних серий работ, где художник вспоминает свои студенческие годы учёбы в г. Харькове. Уже тогда он был поражён яркостью и красотой украинской природы, обычаями и верованиями этого народа.
Именно его опыт и знания помогли в работе над иллюстрациями к Гоголю.
В то же время он не забрасывает работу над Русью языческой. Но теперь она предстаёт перед нами уже не в технике смешанной графики: темпера, тушь, гуашь; а на холсте, яркими акриловыми красками. Это новая страница в творчестве художника, где образы предстают более яркими, насыщенными. Эти картины в чём-то сродни гобеленам и стилю авангард. Этой новой яркой страницей в его творчестве и завершается весь не такой уж большой (всего 45 лет), но очень насыщенный событиями и творчеством жизненный путь нашего земляка.
И в конце мы не можем не сказать о том, что за заслуги перед г. Пензой Виктору Королькову был вручён Диплом губернатора Пензенской области, как лауреата премии за достижения в профессиональном художественном творчестве в 2003 год. Эта премия была вручена за несколько дней до его внезапной смерти: 13 июля 2004 года.
У Виктора Королькова были грандиозные планы по иллюстрациям к скандинавской мифологии и к Библии, он всегда говорил, что будет жить до 100 лет. Но сердце не выдержало такой нагрузки. В своих работах, как и в жизни он был яркой, общительной, неординарной личностью. Стремился всегда поддержать и помочь людям, никогда никому не отказывал в помощи, он как будто торопился жить. Всегда говорил; «Я рисую быстро и качественно. Мне много ещё надо сделать на земле. По моим стопам пойдут другие художники».
17 мая 2005 г. в галерее Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ) состоялся вернисаж известного книжного графика Виктора Королькова. Уже вошло в традицию начинать встречи с художниками в зале «Амфитеатр», где есть возможность показать картины на большом киноэкране, соединить зрительный ряд с музыкой, наконец, комфортно организовать дискуссии, выслушать мнение зрителей и искусствоведов. Если такой подход к знакомству с работами художников всё же у кого-то и вызывал неприятие, то разговор об искусстве книжной графики на большой аудитории без киноэкрана был бы просто невозможен.
Ведь произведения книжной графики – это своеобразные художественные миниатюры. Чтобы их рассмотреть надо, по крайней мере, взять книгу в руки.
И тут очень кстати пришёлся опыт сотрудничества галереи с видеостудией МЕОЦ. Даже те, кто имел весьма отдалённое представление об искусстве книжной графики, о книжном дизайне, пришли в изумление, увидев на экране выполненные Виктором Корольковым иллюстрации к знакомым и незнакомым книгам. Чётко смонтированный фильм сопровождает рассказ самого художника, позволяя понять принципы его подходов к образному решению книг – книжному дизайну.
Заявленное название, размещённое в библиотечном зале выставки живописных работ художника – «Время и я», поначалу представляется шокирующим. Но это до тех пор, пока вы не увидели саму выставку. На полотнах - различные приборы, измеряющие время - древние, современные, фантастичные. Здесь же - высказывания мудрецов и поэтов, знавших цену времени. И восхищаясь увиденным, (а оно завораживает) вы соглашаетесь с тем, что художник имел право так назвать выставку, которая прошла через его сердце и разум.
В данное время в г. Томске открыт музей славянской мифологии, где одними из главных экспонатов висят картины пензенского художника – Виктора Королькова.
Творческое наследие В. А. Королькова - национальное достояние, оставившее след в сокровищнице мировой культуры. Новые образы, воскрешение национальных исконных символов, самобытная манера письма.
«Я сам славянин. Меня всегда интересовала история моего народа, которая, к сожалению, переписывалась, или замалчивалась, или что-то скрывалось. Мы многое не знали и до сих пор не знаем. А когда что-то не знаешь, естественно, оно интересно, привлекает. Я делаю то, что никто не делает пока, хотя может быть уже где-то конкуренты и появились. Я - славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?!»
Культура является живой основой для диалога между людьми. Плодотворным может считаться такой диалог, который ориентирован на общечеловеческие ценности. Поэтому сейчас впервые в истории общечеловеческие, морально-этические нормы ложатся в основу политического мышления. Поэтому исключительное значение приобретает мировая культура с её общечеловеческими ценностями, которые гарантируют успех диалога. А мировая культура складывается из культуры разных стран, разных народов. Культура народа – это культура, которая складывается из того, что сотворено отдельными людьми, ее лучшими представителями. И к таким лучшим представителям культуры Пензенского края, культуры России, культуры мира относится художник Виктор Корольков.
Ещё 117 картин В. Королькова СКАЧАТЬ (размер архива 33,6 МБ)